Управление движением судна во время водного похода может осуществляться как рулем, так и веслами, а также рулем и веслами одновременно. Решение о выполнении того или иного маневра принимается единолично рулевым на основании цели и задачи маневра, общей путевой обстановки, метеорологических и прочих условий. Решения рулевого обязательны для выполнения всеми членами команды безоговорочно. В противном случае может возникнуть аварийная ситуация.
Управление движением судна с помощью руля осуществляется путем выведения его из диаметральной плоскости судна. Отклонение руля влево приводит к повороту судна влево. Отклонение руля вправо – к отклонению судна вправо. Следует понимать, что при отклонении руля, помимо силы, вызывающей поворот судна, возникает дополнительная сила сопротивления движению, что приводит к снижению скорости судна. Отклонения руля на угол более 20° вообще не увеличивает скорость маневра, но приводит к весьма существенному замедлению судна. Это свойство, однако, можно использовать для торможения, перекладывая руль справа налево, перпендикулярно продольной оси судна. Для эффективного управления движением судна с помощью руля судно должно иметь некоторую скорость относительно воды. В противном случае руль не эффективен.
Управление движением судна веслами производится путем изменения силы и направления гребков по правому и левому борту. Судно поворачивает в ту сторону, по которой сила гребков меньше. Для большей эффективности поворота или для увеличения его скорости веслом, расположенным ближе к центру поворота, можно совершать проводку в обратном направлении (табанить). Проводка в обратном направлении также используется при торможении судна. При парной гребле на лодках, а также на байдарках, то есть в случаях, когда правое и левое весло находятся в руках одного человека, эффективность маневрирования зависит только от опыта и координации движений рулевого (гребца). На лодках с распашной греблей, а также на рафтах и катамаранах, на эффективность управления движением судна оказывает влияние также слаженность экипажа, так как правое и левое весло находятся у разных гребцов.
Иногда, например, при недостаточной скорости судна относительно водного потока, хорошие результаты дает использование одновременно как руля, так и весел для для управления движением судна. При этом экипаж судна должен четко и быстро выполнять команды рулевого.
На байдарке рулевым является задний гребец. Это обусловлено тем, что с переднего места байдарка практически неуправляема. Часто, в водных походах на байдарках, туристы при управлении движением судна отказываются от использования руля. Это не совсем верно. При использовании руля на байдарке совместно с веслами можно существенно увеличить точность выполнения маневра и сэкономить силы гребцов.
При совершении маневра рулевой должен самостоятельно, на основе быстрого анализа окружающей обстановки определить, в какой момент времени и каким средством – рулем или веслами – необходимо осуществить действия направленные на управление движением судна. Вот некоторые рекомендации, которые желательно соблюдать при выполнении особенно сложных маневров, таких как швартовка и отход от берега и переход из течения одного направления в течение другого направления.