В переводе с английского raft – это плот. По сути дела, рафт представляет собой большую надувную лодку, только более подготовленную для водного похода. Надувной рафт изготавливают из тканей высокой прочности. Днище иногда пришнуровывается отдельно, что обеспечивает самоотлив воды, попадающей в лодку рафт при прохождении порогов, волнении, дожде. Внутри надувного рафта устанавливается несколько надувных сидений-подушек для экипажа. Рафт - лодка, оборудованная системой удержания гребцов, которая представляет собой внутренние леера. Она, однако, легко отпускает человека при переворотах и сильных кренах. Снаружи рафт также оборудован системой лееров, которая позволяет плыть рядом с лодкой, держась за веревку, в случае вынужденного его оставления. Благодаря большому размеру и высоте баллонов, лодка рафт обладает высокой плавучестью и непотопляемостью. Это позволяет ему легко проходить довольно серьезные пороги. Для улучшения непотопляемости баллоны надувного рафта могут состоять из нескольких отсеков, разделенных воздухонепроницаемыми перегородками и надуваемыми отдельно.
Как разновидность водного туризма, рафтинг получил широкое распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Популярности рафтинга способствует наличие большого количества бурных порожистых рек, достаточно простая подготовка к путешествию, а также доступность данного вида судов на потребительском рынке.
Для гребли на лодке рафте используется короткое однолопастное весло, похожее на лопатку с перекладиной наверху. Гребцы располагаются на бортах, опустив ноги внутрь рафта, что, однако, не всегда удобно. При рафтинге в относительно теплой воде можно сидеть верхом на баллоне, опустив одну ногу в воду или уперев ее в наружный леер.
К несомненным достоинствам надувного рафта можно отнести его высокую плавучесть, а также возможность перевозить в нем большое количество туристов и груза. Это делает его весьма удобным для длительных водных походов по рекам с быстрым течением и препятствиями второй-третьей категории сложности. Грести может только часть экипажа, что позволяет гребцам постоянно меняться и двигаться практически без остановок. Большой размер также позволяет свободно передвигаться по рафту и дает возможность пассажирам расположиться с максимальным удобством. В случае необходимости, туристы могут принимать пищу прямо на рафте, не приставая к берегу. Возможность расположить на рафте большое количество туристов позволило рафтингу стать весьма популярным аттракционом в местах массового отдыха, например в Турции, Непале и т.д. В этих странах отдыхающие могут совершить однодневные сплавы по порожистым горным рекам. К недостаткам рафта можно отнести его недостаточную маневренность, которая может обернуться кораблекрушением при прохождении серьезных препятствий. В мощных бочках лодка рафт легко заливается водой и даже переворачивается. Вернуть его в исходное положение без причаливания к берегу невозможно. Посадка гребцов на рафте достаточно неудобна, приводит к быстрому утомлению. По спокойной воде без течения, например по озеру, грести на рафте очень тяжело. Даже небольшой ветер будет сносить судно, обладающее высокой парусностью. На реках с завалами существует большая вероятность повредить надувные элементы надувного рафта.
Вывод: рафт наилучшим образом подходит для водных походов по спокойным, достаточно широким рекам с быстрым течением и несложными препятствиями.