Каркасная байдарка является одним из самых популярных в России видов судов для водного туризма. Она представляют собой легкое длинное судно с острым носом и кормой, закрытое декой. Гребут на каркасной байдарке двухлопастным веслом. Гребцы сидят лицом в сторону движения. Каркасные байдарки легки, маневренны, мелко сидят в воде, что позволяет им легко преодолевать различные виды препятствий. Для байдарочных походов обычно используются двух- и трехместные суда.
В основу конструкции каркасной байдарки положена конструкция алеутских и эскимосских каяков. Корпус каркасной байдарки состоит из разборного алюминиевого или деревянного каркаса и мягкой обшивки, изготовленной из прочной резины, ткани с пропиткой, поливинилхлорида. Сверху корпус каркасной байдарки закрыт декой, изготовленной либо из брезента, либо из того же материала, что и днище.
Каркасная байдарка весьма удобна при совершении водных походов как прогулочного, так и серьезного характера различной продолжительности. Легкость, маневренность и малая осадка позволяют байдарке легко преодолевать пороги и мели. Низкое расположение сидений и, соответственно, центра тяжести обеспечивает высокие мореходные качества судна. Положение гребцов сидя с упором в спинку весьма комфортно при длительных переходах. Возможность сидеть лицом в сторону движения помогает быстрее обнаруживать препятствия и улучшает эстетическое восприятие береговых пейзажей по сравнению, например, с туристической лодкой типа «фофан», где гребцы сидят спиной вперед. Каркасные байдарки хорошо держатся на волне. Закрытая палуба и наличие фартуков практически не позволяют попадать воде внутрь при прохождении порогов и волнении. Возможность разобрать каркасную байдарку и упаковать в две-три компактные сумки-рюкзаки весьма удобно при транспортировки байдарки к месту совершения водного похода, а также для хранения в стесненных условиях городской квартиры. Помимо этого, высокой популярности байдарочных походов в нашей стране способствовало большое разнообразие судов этого класса на потребительском рынке, а также их сравнительно небольшая стоимость.
Внешний вид каркасной байдарки показан на рисунке. Форма и прочность каркасной байдарки обеспечивается совместной работой системы оболочка – каркас. Ширина кокпита от 380 до 500 мм. Однако, практика показывает, что ширина более 400 – 410 мм неудобна для гребли. Длина кокпита, в зависимости от числа гребцов, от 800 до 1100 мм. Высота судна в миделе 350 – 400 мм.