Преодоление естественных и искусственных препятствий является неотъемлемой частью водного похода. Преодоление препятствия в походе включает в себя следующие этапы: 1) обнаружение препятствия, 2) разведка препятствия, 3) выбор способа прохождения, 4) организация безопасности, 5) собственно преодоление препятствия. Раннее обнаружение препятствия в походе способствует более безопасному его прохождению, так как позволяет произвести детальную разведку и обеспечить необходимые меры безопасности. При прохождении препятствия в походе первым должен идти наиболее подготовленный экипаж, однако, при выборе способа преодоления препятствия надо ориентироваться на наиболее слабый. Ниже приводятся основные виды естественных и искусственных препятствий в походе и кратко рассматриваются способы их преодоления.
Такие препятствия в походе, как малые глубины не столь опасны, однако могут привести к посадке судна на мель. При песчаном дне это не несет серьезной опасности, однако, если на дне скрываются острые каменистые выступы, возможно повреждение обшивки судна, что особенно неприятно для байдарок и надувных судов. Обнаружить отмель можно по изменению цвета воды (просвечивает дно). Также на мелководье вода гладкая, тогда как на глубине всегда присутствует рябь. Волны на мелких местах короче и выше, чем на глубоких. Появляются гребни. На озерных и речных отмелях растет тростник.
Подводные препятствия в походе в виде камней достаточно безопасны, если камень гладкий и соприкосновение с ним происходит по касательной. Если с ходу налететь форштевнем даже на гладкий камень, возможно сильное повреждение судна. В случае камня с острыми выступами, а также затопленного ветвистого дерева или остатков старого моста, последствия могут быть весьма плачевными. Посадка судна на одиночное препятствие в походе посреди реки с быстрым течением сильно затрудняет снятие с него. Если повреждена обшивка судна, происходит быстрое заполнение его водой. Для легких судов типа каркасных байдарок очень опасен разворот поперек течения. В случае столкновения с препятствиями, выступающими из воды, например, скалами или опорами мостов, может произойти прижатие судна бортом с последующим заливанием водой. Обнаружить одиночные препятствия в походе под водой достаточно сложно. Обычно в месте их расположения характер течения немного меняется. Возможно появление небольшого бугорка над препятствием с образованием стоячей волны после него. На озерах и морских отмелях присутствие препятствий такого рода определяется по характерному изменению вида волн вблизи препятствия.
Перекаты с мягким дном не представляют большой опасности для судна и его экипажа. Основной трудностью здесь является большая скорость течения. Здесь от рулевого требуется внимание и быстрота реакции. Перекаты с каменистым дном аналогичны порогам, но они не столь мощны. Проходить такие препятствия в походе следует по струе с максимальным течением, обозначенной невысокими стоячими волнами. Если перекат извилист, в повороте следует держаться внутренней стороны основной струи.
Наиболее же опасными препятствиями в походе для прохождения являются пороги и бочки (участки с обратным течением).