Повреждения оболочки различного рода – явление достаточно распространенное в водных походах на каркасных байдарках или надувных судах (рафтах, катамаранах). Они обычно происходят при столкновении судна с препятствием – остроконечным камнем, затопленным деревом. В связи с этим умение осуществлять ремонт резиновой лодки своими руками, то есть правильно накладывать заплаты, является очень важным для туриста-водника. При этом, все необходимые инструменты и запасные части должны быть в составе группового ремонтного набора.
Для ремонта резиновой лодки своими руками понадобятся заплаты. Заплаты можно изготавливать из резины толщиной 1...2 мм или прорезиненной ткани. Наклеиваются они с помощью резинового клея. При этом очень важно правильно подготовить поверхности. Перед склеиванием поврежденный участок оболочки необходимо просушить. Если нет возможности сделать это естественным путем, на воздухе, можно просто вытереть оболочку насухо тряпкой и затем подержать на небольшом расстоянии от нее горячий предмет. Резина при этом высыхает достаточно быстро. Можно прогладить поверхность флягой с кипятком или головней из костра, предварительно оббив с нее искры. Затем обе поверхности зачищаются. При этом снимается верхний твердый слой резины, который мешает склеиванию. Поверхность становится шероховатой, что также обеспечивает лучшее соединение с клеем. Края заплаток при ремонте резиновой лодки своими руками желательно сводить на нет. Операции зачистки удобно выполнять крупной наждачной бумагой. При отсутствии таковой, в условиях водного похода, верхний слой резины можно зачистить ножом или специальной теркой, изготовленной из консервной банки. Если есть возможность, заготовить заплаты заранее, лучше всего зачистить их электроточилом. Оно же поможет свести края заплаток на нет.
Продолжаем ремонт резиновой лодки своими руками. После зачистки поверхности обрабатывают бензином или ацетоном. Это удаляет с них жир и грязь. Резина под действием бензина становится мягче и набухает, что тоже способствует лучшему схватыванию клея. После обработки бензином трогать поверхности руками нельзя. Если на них попала соринка ее ни в коем случае нельзя сдувать. Для ее удаления пользуются шепочкой или ножом.
Когда поверхности высохнут, на них тонким слоем наносят клей. Клей для ремонта резиновой лодки своими руками не должен быть слишком густым, так как это мешает его равномерному нанесению. Наносить его можно палочкой, но лучше специальной кисточкой. Первому слою дают полностью высохнуть. Затем наносят второй слой и выдерживают до состояния легкого прилипания, которое проверяют кончиком ножа. После этого можно накладывать заплатку. При этом нужно быть очень точным, так как клей быстро схватывается и переместить заплатку практически становится невозможно.Можно приложить заплатку одним краем, а затем раскатать ее по всей поверхности. Другой способ – приклеить середину, а затем расправить края. Наклеенную заплату прижимают рукой, ножом или рукояткой отвертки. Большие заплаты лучше раскатывать роликом. Если образовался воздушный пузырь, его аккуратно выдавливают, стараясь не деформировать заплату. Нагретая резина плохо клеится, поэтому ремонт резиновой лодки своими руками лучше проводить в тени. Оставлять отремонтированное судно на солнце также не рекомендуется.
Мы рассказали о ремонте резиновой лодки своими руками. Отдельно следует рассказать о ремонте каркаса разборной байдарки.