В водном походе туристу постоянно приходится взаимодействовать со своим судном. Чтобы сделать это взаимодействие максимально комфортным и эффективным, туристу необходимо хорошо знать элементы конструкции судна и мореходные качества судна.
Для начала рассмотрим геометрические параметры. Сечения корпуса вертикальными продольными плоскостями называются батоксами, вертикальными поперечными плоскостями – шпангоутами, горизонтальными плоскостями – ватерлиниями. Продольная вертикальная плоскость симметрии судна называется диаметральной плоскостью (ДП), а поперечное сечение по самому широкому сечению месту корпуса – миделевым. Ватерлиния, которая при полной загрузке судна приходится на уровне воды, называется грузовой (расчетной) ватерлинией.
Элементы конструкции судна с жестким и полужестким корпусом (каркасных байдарок, туристических каяков), используемых в водных походах, сходны по виду и назначению.
Корпус – основа любого судна. Что же представляет из себя конструкция корпуса судна? Его передняя оконечность называется носом, задняя – кормой. Сверху корпус часто закрывается настилом, именуемым палубой. На легких судах, например на байдарке, этот настил может быть изготовлен из ткани, фанеры, стеклопластика и носит название деки. Прорези в палубе или деке для размещения груза и экипажа называются кокпитом.
Корпус состоит из каркаса и обшивки. Основные элементы конструкции корпуса судна – это продольный и поперечный набор. Основной силовой элемент каркаса – киль. Он проходит снизу корпуса от носа и до кормы. Спереди киль соединяется с форштевнем, сзади – с ахтерштевнем. Форштевень определяет форму носа судна. Поперечный набор представлен шпангоутами. Продольный – стрингерами. Иногда на некоторых судах устанавливают скамьи для экипажа и пассажиров, называемые банками. Элементы конструкции корпуса судна могут быть изготовлены из различных материалов. Так, например, элементы конструкции корпуса туристических лодок: шлюпок, ялов, фофанов – могут изготавливаться из дерева или композиционных материалов (стеклопластик).
Элементы конструкции судна типа каркасной байдарки имеет, как правило, жесткий каркас из дерева или алюминиевых сплавов, и мягкую обшивку из резины и подобных материалов. Корпус пластикового каяка – так называемый «монокок». Он практически лишен каркаса. Прочность элементов конструкции корпуса судна обеспечивается, в данном случае, самой оболочкой из высокопрочного композита. На судах типа надувных рафтов и ПСН роль и каркаса и обшивки выполняют сами надувные элементы. Широкое распространение в водных походах в настоящее время получили также каркасно-надувные и легкие надувные байдарки и сплавные катамараны. И в тех, и в других жесткость и прочность элементов конструкции судна обеспечивается совместной работой каркаса и надувных элементов.
Таким образом мы познакомились с основными геометрическими параметрами и элементами конструкции судов для водных походов. Пришло время подробнее узнать о каждом из них в отдельности.