Перед каждым байдарочным походом требуется провести тщательную подготовку байдарки. Очевидно, что чем сложнее предстоящий поход, тем серьезнее подготовка к нему. Особое внимание следует уделить подготовке байдарки после долгого зимнего хранения. Необходимо проверить все соединения каркаса, резьбовые и заклепочные соединения подтянуть, поврежденные детали заменить.
При подготовке к байдарочному походу оболочку байдарки проверяют на целостность швов, лей, старых заплаток. Если обнаружится, что от шва отклеилась резиновая лента, ее необходимо приклеить, так как нитки, соединяющие части оболочки, не будучи прикрыты резиновой лентой, начинают гнить. Если обнаружатся сильные потертости в местах, где проходят стрингеры или кильсон, необходимо наклеить в этих местах протекторы (леи) из прочной резины, предварительно сняв старые заплатки. Там, где две или больше заплаток установлены слишком близко, их следует заменить на одну. Если в одном и том же месте оболочка рвалась несколько раз, нужно проверить наличие выступающих частей каркаса и удалить их.
Если байдарка имеет матерчатую деку, ее надо натереть воском или парафином и выдержать 30 минут на солнце. В домашних условиях деку проглаживают утюгом и еще теплую натирают воском. Затем проглаживают еще раз. Это делает ее водоотталкивающей. Вода с нее будет стекать. Это очень важно в серьезном байдарочном походе.
Иногда происходит деформация оболочки, и нет возможности натянуть ее до нужного состояния. При этом байдарка, поднятая за нос и корму, заметно провисает. Это сильно нарушает ее прочность и ходовые качества, что совершенно неприемлемо не только для байдарочного похода, но даже для небольшой прогулки на веслах. При этом ушивать оболочку сложно и нецелесообразно. Обычно в таких ситуациях удлиняют каркас. Для этого самостоятельно изготавливают специальные накладки на штевни.
Для байдарочных походов по мелководным рекам с каменистым дном на байдарку целесообразно наклеить резиновые полосы – леи. Они ощутимо предохраняют днище байдарки от повреждения. Сделать это следует даже на новой байдарке. Леи выкраиваются из резиновой ленты толщиной 1,5 – 2 мм, шириной 40 – 50 мм и длиной во всю байдарку. Приклеиваются к собранной байдарке в местах, где проходит нижний пояс стрингеров и рейки кильсона. Если нет необходимой резиновой ленты, леи можно изготовить из автомобильной камеры. Для того чтобы вырезать ровную полосу, камеру надувают (не очень сильно чтобы не деформировать резину). Затем вырезают полоску бумаги нужной ширины и оборачивают ей камеру по спирали от ниппеля так, чтобы концы спирали почти соприкасались. Ленту очерчивают мелом или приклеивают к камере. Затем из камеры выпускают воздух и вырезают ленту. Леи из автомобильных камер весьма прочны. Байдарки, оболочки которых изготовлены из ПВХ проклеивать не обязательно.
На носу байдарки желательно сделать прочный рым (кольцо), способный выдержать нагрузку в несколько десятков килограмм.
В байдарочном походе полезно иметь крепления весел к бортам в виде крючков. Они позволяют класть весла на деку, не опасаясь их падения в воду. Это удобно при рыбалке, охоте или когда работает только один гребец. Также, байдарка должна быть оборудована средством удаления воды, попавшей внутрь. Для этих целей подойдет небольшая спринцовка с увеличенным диаметром отверстия. Она позволяет высасывать воду даже из самых узких мест между стрингерами и обшивкой. Если нет спринцовки, можно пользоваться обычной кружкой, а остатки воды удалять поролоновой губкой.
Для обеспечения непотопляемости в байдарочном походе при заполнении байдарки водой в случае пробоины, заливания сверху или переворота в носовой и кормовой отсеки следует поместить надувные камеры от мячей или автомобильные. Можно также отрезать часть автомобильной камеры с ниппелем, заглушить с концов, накачать воздухом и подвесить несколько таких «колбас» под борта.