Разборная байдарка - наиболее популярное судно для совершения водных походов. Устройство байдарок на первый взгляд может показаться сложным, но это не так. Конструктивно разборная байдарка состоит из каркаса, изготовленного из дерева или алюминиевого сплава, и оболочки из прорезиненной ткани или ПВХ. Основой каркаса байдарки является кильсон. Обычно он состоит из 2 – 4 частей. Между собой части кильсона соединяются замками или шарнирами. К переднему и заднему концам кильсона крепятся форштевень и ахтерштевень, соответственно. К кильсону также крепятся шпангоуты. На одноместной разборной байдарке их 2 – 4, на двухместных 3 – 7, на трехместных байдарках 5 – 9. Шпангоуты, устанавливаемые в части корпуса, перекрытой декой, замкнуты бимсами. В зоне кокпита шпангоуты не замкнуты, но завершаются полубимсами, обращенными внутрь байдарки для крепления фальшбортов. Шпангоуты являются поперечным набором каркаса байдарки. Продольный набор состоит из 2 – 3 поясов стрингеров и привальных брусьев, шарнирно закрепленных на штевнях. Стрингера и привальные брусья собираются из 2 – 3 частей с помощью муфт или замков. При сборке каркаса байдарки стрингеры продеваются в специальные проушины (хомуты) на шпангоутах. К полубимсам крепятся фальшборта, окаймляющие кокпит. Фальшборта также состоят из нескольких частей. Все детали каркаса байдарки изготавливаются из дюралевых трубок или деревянных реек и фанеры. В настоящее время деревянные каркасы практически не используются.
Каркас байдарки
Можно предположить, что устройство байдарок было позаимствовано у каяка эскимосов. Оболочка разборной байдарки состоит из двух частей. Это собственно оболочка, обтягивающая днище и борта, и дека, пришиваемая к оболочке и закрывающая байдарку сверху от попадания воды внутрь. Нижняя часть оболочки может быть выполнена из прорезиненных тканей различного состава или ПВХ (материал, применяемый при изготовлении тентов автомобильных фургонов). Оболочка может быть как однослойной, так и двухслойной, что делает ее безусловно прочнее, но тяжелее и дороже. Оболочка выкраивается из отдельных полос (лепестков), которые сшиваются или склеиваются между собой. После этого каждый шов проклеивается изнутри и снаружи полосами резины. Дека изготавливается из брезента или того же материала, что и низ оболочки. По кромкам кокпита делается усиление. Устройство байдарок позволяет предотвращать попадание воды внутрь при прохождении порогов, дожде и волнении. Для этого используется фартук. Он изготавливается из непромокаемой ткани. В нем сделаны вырезы для гребцов. К вырезу пришивается «рукав» из того же материала, в срез которого вставлена резинка, плотно охватывающая туловище гребца. Снизу фартук крепится к фальшборту.
Шпангоуты разборной байдарки (замкнутый и незамкнутый)
Весло разборной байдарки состоит из средней части – веретена и двух лопастей. Изготавливается оно также из алюминиевого сплава и делается разборным для удобства транспортировки. Длина весла разборной байдарки 2,5 – 2,8 метра. Лопасти могут быть установлены как в одной плоскости, так и с разворотом на 90°. Последний вариант ощутимо снижает сопротивление воздуха при гребле. Правда при этом весло постоянно приходится поворачивать в руке. Но со временем к этому привыкаешь и движение становится машинальным. На концы веретена надеваются резиновые кольца для предотвращения стекания воды на руки и в байдарку.