В настоящее время туристические лодки для водных походов используются все реже и реже. Однако кое-где они еще сохранились на туристских базах. К достоинствам туристических лодок можно отнести их большую грузоподъемность, хорошие мореходные качества. Туристические лодки весьма неприхотливы в походе, их не порвешь как каркасную байдарку или надувной рафт при прохождении препятствия, на лодке можно разместиться с определенным комфортом. Ночевать лодки могут прямо в воде у берега. Их только необходимо привязать к специальному колышку, вбитому в берег, чтобы не унесло. Туристические лодки очень хорошо подходят для преодоления больших участков открытой воды без выраженного течения, например озер или больших рек, даже судоходных. Гребет на лодке обычно только часть экипажа, поэтому есть возможность менять гребцов на ходу. Это позволяет совершать переходы, практически не останавливаясь. На туристической лодке также можно установить несложное парусное вооружение или подвесной мотор. Недостатками туристических лодок являются их большой вес, сложность обслуживания и хранения, а также неудобство гребли с напряжением большого количества мышц и спиной вперед.
Для водных походов обычно используются военно-морские четырех- и шестивесельные шлюпки типа ЯЛ-4 и ЯЛ-6. Длина ялов 5 – 6 метров, ширина 1,5 – 2 метра. Вместимость 9 и 13 человек, соответственно. Вес 300 – 500 кг. Гребут на ялах вальковыми веслами, гребцы на банках сидят попарно. Весла используются длиной 3 – 4 метра.
Ялы отлично приспособлены для плавания по водоемам с большой волной. Это обеспечивается их высокой прочностью и остойчивостью, высокими бортами. Их часто используют для водных походов по морю невдалеке от берега.
Другой тип туристических лодок – это так называемая лодка для народной гребли типа «фофан». Оснащается двумя парами весел, каждой из которых гребет один человек. Обычно экипаж такой лодки комплектуют из четверых туристов, которые гребут парами, постоянно меняясь. Свободные от гребли члены экипажа выполняют обязанности рулевых.
Эти туристические лодки имеют 4,6 метров в длину и 1,2 метров в ширину. Весят 150 – 200 кг. Изготавливаются из древа или стеклопластика (пелла). Последние значительно легче. Лодки имеют хорошую грузоподъемность и остойчивость. Используются для водных походов по большим озерам, таким как Селигер, озера Карельского перешейка.